Конструкция и маркировка автомобильных дисков

Расскажем Вам о маркировках автомобильных дисков.
Все автомобильные колесные диски, в зависимости от материала их изготовления, принято делить на легкосплавные, стальные и кованые. Легкосплавные диски отливаются из специального сплава, основными компонентами которого являются магний и алюминий. В принципе, колесным диском принято называть только внешнюю круглую часть конструкции колеса, на которой крепится шина. Внутренняя часть колесного диска, которая соединена с подвеской, называется ступицей.

Конструкция колесных дисков
Колесные диски изготовляются с применением специальной технологии, которая обеспечивает надежное крепление шины. Благодаря специфичной форме дисков, борта шин располагаются между внутренними округлыми выступами и закраинами ободов. Такой внутренний округлый выступ называется полкой для шины и обеспечивает ее надежное удерживание, как при значительных нагрузках, так и при спущенной камере.
Все диски легковых авто содержат на своей внутренней части кольцевой выступ, называющийся «хемпом», в то время как колесные диски грузовых авто часто имеют лишь закраину обода.
Кроме такой полки для шины в виде округлого выступа, диск имеет также углубление для установки шины, которое называется нижней полкой диска. Предназначена она для того, чтобы исключить повреждение шины при монтаже.

Виды колесных дисков: штампованные, литые и кованые

Основные размеры колесных дисков
Расстояние между верхней и нижней полками называется диаметром диска, а расстояние между внутренней и внешней закраинами обода называется шириной колесного диска. Вылет диска – это расстояние от привалочной (крепежной) плоскости диска до его центра. У легковых авто привалочная плоскость может быть смещена наружу, обеспечивая таким образом необходимое место и свободное пространство для подвески и тормозной системы. В таком случае говорят о позитивном вылете диска.
В каждой модели автомобиля вылет для колес рассчитывается инженерами-разработчиками. Этот параметр необходимо соблюдать при подборе колес, поскольку он является залогом безопасности расположения колеса. При установке дисков с меньшим вылетом возможно задевание колеса за рулевую тягу либо тормозной суппорт. Если же были установлены диски с большим вылетом, получится большее плечо, при котором сила тяги существенно увеличит нагрузку на поворотный механизм, ступицу и подшипники. Это обычно является причиной их ускоренного износа.
Для центровки колес, установленных на транспортном средстве, используется обычно центральное отверстие под ступицу. Поэтому диаметр этого отверстия в легкосплавных дисках часто является завышенным, учитывая вероятность установки на различных автомобилях.
При этом диски обычно комплектуются переходными установочными кольцами. По периметру центрального отверстия под ступицу расположены крепежные отверстия. Диаметр (расстояние между противоположными крепежными отверстиями) окружности их расположения (P.C.D.), как и число (LZ) таких отверстий, должны соответствовать диаметрам и количеству отверстий в ступице. К примеру, если указано PCD = 5*114.3 DIA = 60.1, это значит, что центральное отверстие под ступицу имеет диаметр 60,1 мм, а вокруг него расположены пять отверстия под крепежные шпильки. Диаметр окружности, на которой эти шпильки расположены, составляет 114.3 мм.
- В маркировке колесных дисков первая цифра – ширина диска, указанная в дюймах, буква после нее (J) – конструкция бортовых закраин. Если после этого обозначен символ х – значит обод неразборный, если же стоит знак минус (дефис) – значит диск разборный.
- Следующие две цифры обозначают диаметр колесного диска в дюймах. После них обычно указывается конструкция хампов в виде буквы с цифрой.
- При наличии буквы Н хампы круглые, а если вместо нее стоит буква Х – это значит, что хампы усеченные.
- Следующая за буквой цифра указывает количество хампов диска.
- Обозначение ЕТ с двумя цифрами указывает на вылет диска в миллиметрах. В случае отрицательного вылета между буквами ЕТ и цифрами – расположен знак минус.
J | 8 | ширина колесного диска в дюймах. |
R | 18 | диаметр диска в дюймах. |
PCD | 5 | количество крепежных отверстий. |
PCD | 112 | диаметр окружности, на которой размещаются крепежные отверстия в миллиметрах. |
ET | 45 | вылет колесного диска в миллиметрах. |
d | 57,1 | диаметр центрального отверстия в миллиметрах. |